Поиск с помощью Yandex.ru
  Яndex  
 
 
 
 
 

РУССКИЕ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ (ХХ – НАЧАЛО ХХI В.)

Миграции русских на территорию Казахстана начались примерно с середины ХVIII в., первоначально это было строительство военно-казачьих поселений, но первая стадия массового переселения относится к 1890-м гг. ХIХ в., когда на строительство железных дорог начали приезжать рабочие и инженеры. За ними последовали крестьяне-переселенцы. В конце 1890-х поток усилился, а после Столыпинских реформ 1906-1910 гг превратился в «мощную лавину русско-украинского крестьянства». К 1917 г. удельный вес русских в Казахстане вырос до 20%, украинцев — до 10%. Революция и гражданская война приостановили этот процесс, но он возобновился уже после победы советской власти в республике, и к 1926 г. численность русских возросла до 1,3 млн. человек, что составило 21 % населения.

Вторая стадия массовой миграции была обусловлена индустриализацией и коллективизацией. Нельзя забывать также и об эвакуации в Казахстан во время Великой Отечественной Войны.

Третий, самый мощный и значимый поток переселенцев связан с освоением целины, и приходится на 1950-е гг., когда в Казахскую ССР приехало 640 000 человек. Таким образом, в период между переписями 1939 и 1979 гг. русские стали самым многочисленным этносом Казахстана, а вместе с украинцами и белорусами — большинством населения республики. Численность русских возросла за 1897 – 1979 гг. на 5,5 млн. человек (в 13,2 раза). В 1979 г. в Казахстане проживало 14,68 млн. человек, причем славянское население составляло 48 %.

Историческая специфика освоения Казахстана состоит в том, что относительно большая часть русских живет здесь в городах и работает преимущественно в индустрии. Однако доля русских, занятых в сельском хозяйстве, тоже высока (18% русских и 57% казахов) по сравнению с другими центрально-азиатскими республиками. Русские сельчане, как правило, знают казахский язык и в большинстве своем принадлежат к первой волне иммигрантов, поэтому имеют более глубокие корни в Казахстане.

Для адекватного восприятия ситуации следует отметить, что кроме многочисленной миграционной составляющей русскоязычного населения, переселившегося в Казахстан в 19 – 20 вв., на территории республики всегда проживали и проживают русские, которых никак нельзя рассматривать в качестве пришлого населения – они поселились на территории нынешнего Казахстана еще до прихода в регионы их проживания казахских племен. Здесь, прежде всего, имеются в ввиду исконно русские территории северных, западных и восточных областей Казахстана. Следует вспомнить, что декретом ВЦИК и СНК от 26 августа 1920 г. и ВЦИК от 14 января 1924 г., в состав Киргизской республики, которая 19 февраля 1925 г. была переименована в Казахскую АССР, а в 1936 г. в Казахскую ССР, включались русские районы Семипалатинской, Акмолинской, Тургайской, Уральской и Омской областей, а также часть Астраханской губернии. Именно в этой связи в северной части Казахстана преобладает русское и русскоязычное население.

В период Российской империи на территории современного Казахстана находилось три казачьих войска. Уральское войско, основанное в 1591 г., расположено на северо-западе и сегодня разделено российско-казахстанской границей. По обе стороны границы, на севере, находится и историческая область Сибирского войска (основано в 1808 г.). Поселения семиреченских казаков (основанные в 1867 г.) на юго-востоке Казахстана (Алма-Атинская и Талды-Курганская области) полностью находятся в пределах границ современной Республики Казахстана.            Следует отметить, что в конце 1980-х на этих территориях стали происходить процессы, связанные с возрождением казачества. Поначалу это было связано с появлением небольших обществ и объединений, наподобие кружков, но постепенно они становились значительной политической силой. Первые такие объединения были сформированы в районе Северного и Северо-Восточного Казахстана.

После распада Советского Союза 6 млн. русских в Казахстане стали второй по величине (после самой большой на Украине - около 11 млн.) русской диаспорой в ближнем зарубежье. По переписи 1989 г., они были здесь вторым по численности этносом после казахов (37% населения). Ряд российских исследователей считают, что термин «диаспора» не подходит для русскоязычного населения Казахстана (Ситнянский Т. Ю., Суворов В. А., Тарасова Е. В.). По мнению В.Р. Легойда, термин «диаспора» все же применим для русского населения Казахстана, с поправкой на то, что в данный момент она «находится в процессе своего становления». Л. Чернова утверждает, что «на сегодняшний день русские в Казахстане являются диаспорой, весьма значительной в количественном выражении, осознающими свою этническую принадлежность и обладающие ярко выраженным национальным самосознанием».

Сами русскоязычные жители Восточной и Северной областей Казахстана отказывались и отказываются называть себя диаспорой. В семи Северных и Северо-восточных областях (Восточно-казахстанской, Карагандинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Акмолинской) значительное большинство всегда составляли славянские народы (от 54% до 69%). Согласно статистическим данным 1994 -1995 гг. большинство русского населения (58%) в Казахстане не считали себя национальным меньшинством. Более того, 57% казахов не считали русских этническим меньшинством. Все же часть казахстанских и российских исследователей (Бектурганова, Садовская) в своих работах обозначают русское население как этническое меньшинство.

В 1990 – е гг. в Казахстане усилились темпы миграции русского и славянского населения. Согласно официальным российским и казахстанским статистическим данным, основными причинами миграции были безработица и тяжелое экономическое положение. В начале 1990-х отток русских в основном происходил из таких областей как Мангистауская, Кызылординская, Алма-атинская, Южно-Казахстанская, Актюбинская. Во второй половине 1990-х волна эмиграции русских стала перемещаться с юга, где их численность была сравнительно мала, в направлении центра и севера Казахстана. Пик миграции пришелся на 1994 г., когда, по официальным данным, из страны выехало 421 тыс. человек. В этом году русские составляли 35,8% населения Республики Казахстан. В 1999 г. русских, согласно республиканской переписи населения, насчитывалось около 4,3 млн. чел.(30%). Основные причины эмиграции второй половины 1990-х, в которой активно участвовали не только русские, но и казахи, кроются в затяжном экономическом кризисе, слабой социальной защищенности населения, значительном снижении уровня жизни, трудностях в получении высшего и среднего специального образования. Об этом свидетельствуют различные статистические данные.

Табл. 1.

Основные проблемы русского населения Казахстана.
Мнения экспертов русской национальности (1999 г.)

Проблемы

% опрошенных

Социально-экономические

54

Этническая дискриминация

39

Языковые и культурные

32

Разрыв прежних связей (экономических, культурных)

32

Вытеснение из элиты

21

Отсутствие перспектив

14

Понижение этнического статуса

14

Этнопсихологические

14

Источник: Савоскул С.С. Русские нового зарубежья. Выбор судьбы. М., 2001. С. 346

Большинство исследователей считает, что основные причины миграции русского населения с территории Казахстана, носят «этнический» характер (Алексеенко А.Н., Витковская Г.С., Грозин А.В., Легойда В.Р., Моисеев В.А., Панарин С.А., Тарасова Е.В.). Интересная точка зрения на этот вопрос у О.И. Брусиной –  «социальные традиции в жизни новых независимых государствах Центральной Азии» служат фактором «выталкивания русскоязычного населения. По мнению, Е.Ю. Садовской «причины вынуждающие покидать страну, имеют как политический, так и социально-экономический характер».

Несмотря на определенные трудности, значительная часть русского населения все же предпочла миграции интеграцию в современную экономическую, социальную и политическую жизнь Казахстана. Доля русских специалистов в правительстве Казахстана, хотя постепенно и уменьшалась, но в 1990-е гг. русские были представлены значительно – примерно четверть сотрудников. Среди них можно назвать руководителей отделов администрации Президента – Владимира Шепеля, Николая Белорукова, Михаила Баранова и др.

Представители русскоязычной номенклатуры были представлены также в законодательных, правоохранительных органах власти и т.д. Вице-премьером являлся Александр Павлов; министрами: науки – Владимир Школьник, соцобеспечения и труда – Наталья Коржева, здравоохранения Василий Девятко, транспорта – Юрий Лавриненко, юстиции – Константин Колпаков (до октября 1997г.); Генеральные прокуроры – Степан Шуткин и Юрий Хитрин, председатель госкомиссии по ценным бумагам (до октября 1997 г.) Григорий Марченко. Вице спикеры обеих палат Парламента – Сергей Тихонов и Василий Осипов. Акимом (мэром) южной столицы Казахстана в течение семи (с 06.1997 по 9.12.2004) лет был Виктор Вячеславович Храпунов.

По состоянию на 2006 г., из 77 депутатов Мажилиса (нижняя, полностью выборная палата Парламента) русских было 15 человек (19,5%).В выборно назначаемом Сенате Парламента (семь сенаторов назначаются президентом республики, 32 - голосованием депутатов области, города республиканского значения или столицы) из 39 сенаторов число русскоговорящих «неказахов» – 5 человек. В некоторых районах северных и восточных областей республики, где преобладают русские, сложилась следующая ситуация. В органах исполнительной власти, которые назначаются сверху донизу, доминируют казахи. В органах представительной власти, сформированных в результате выборов, – значительно количество русских.

В современном Казахстане существует ряд организаций и движений, занимающихся защитой прав русского населения, развитием и поддержанием русской культуры. Наиболее значительные из них — движение “Лад”, организация “Русская община Казахстана”, организации казачества.

“Русская община Казахстана” была зарегистрирована в сентябре 1992 г. Практически сразу же были образованы 14 филиалов в различных областях Казахстана. Основными целями при создании были заявлены: благотворительность, милосердие и взаимопомощь, юридическая защита, создание национальной школы от русской гимназии до русского университета, сохранение и развитие русской культуры, патриотическое воспитание молодежи. «Русская община Казахстана» активно сотрудничала с Посольством России в Казахстане, с рядом различных российских организаций. Председателем общины с 1992 г. по сегодняшний день является Бунаков Юрий Захарович.

Общественное объединение «Республиканское славянское движение “Лад”» (РСД «Лад») функционирует с 26 сентября 1992 г., когда была проведена учредительная конференция в Павлодаре. В тот же день был учрежден устав движения. Одной из основных целей было обозначено признание русского языка как второго государственного. Организация насчитывает около 50 000 членов и имеет 24 филиала по стране. Лидеры движения А. Докучаева и В. Михайлов. По версии О.И. Брусиной движение было организовано казаками, которым было отказано в официальной регистрации казачьего объединения. В уставе движения основными целями были обозначены «сохранение этнической самобытности, культуры, языков славян, духовное возрождение славянских народов Республики Казахстан, развитие и укрепление демократии, реализация и защита политических экономических, социальных и культурных прав и свобод личности, укрепление мира и дружбы, братских отношений между народами многонациональной республики». В своей деятельности движение сочетает культурно- просветительскую и политическую активность, участвуя в выдвижении и поддержке кандидатов в депутаты. В ряде областей местные организации содействовали и содействуют культурным обменам с Россией и оформлению документов на эмиграцию в Россию. «ЛАД» неоднократно ставил вопрос о двойном гражданстве, активистами было собрано 500 000 подписей в поддержку данного требования. Помимо этого ставились вопросы о создании свободной экономической зоны на севере и востоке, а также за изменение унитарной конституции Казахстана, включение в нее элементов федерализма.  

Потомки казаков также широко представлены в общественной жизни Казахстана. В 1990 г. в Восточном Казахстане было зарегистрировано общество «Казачий круг», его организатором и первым атаманом стал И. Запорожец. В 1992 г. на базе данного общества был создан Союз казаков Восточного Казахстана. Первоначальными задачами Союза стали возрождение обычаев и традиций казачества, поиск и объединение потомков казаков. В 1993 г. после переизбрания атамана (вместо Запорожца был выбран Ф. Черепанов) Союз был переименован в Верхнеиртышскую казачью общину (ВИРКО). К вышеупомянутым целям добавились политические задачи, в частности появились требования об автономии казачьих земель, что расходилось с официальным политическим курсом Казахстана. В 1993-1994 гг. наблюдались достаточно сильные разногласия между казаками и властями Казахстана. После избрания атаманом в 1994 г. Шаронова ситуация немного изменилась. Теперь основными целями Союза стали: предпринимательская деятельность, политика примирения с властями, возрождение быта, традиций и обычаев казачества.  Основная ставка также делалась на работу с молодежью, подготовку к службе в армии (в первую очередь на границе).

В Северном Казахстане в июне 1990 объявил о своем создании Союз казаков «Горькой линии». В том же году был образован комитет «Возрождение» в Уральске. 27 августа 1990 г. по инициативе комитета состоялся несанкционированный митинг (ок. 7. тыс. человек), на котором казаки выразили обеспокоенность в связи с возможным выходом Казахстана из состава СССР, а также предъявили требования о юридическом обеспечении возрождения казачества. Несмотря на то, что прокуратура КССР признала деятельность комитета незаконной, казаки продолжали бороться за возрождение своих привилегий. 22 февраля 1991 г. было зарегистрировано землячество казаков Горькой линии. Позднее, в мае 1991 г., было заявлено об образовании Уральского Казачьего Войска. 13 – 16 сентября силами уральских казаков и при поддержке Союза казаков России были проведены мероприятия, связанные с юбилейной датой 400-летием служения Уральского казачьего войска.

Потомки семиреченских казаков также активно включились в дело возрождения казачества. «Землячество семиреченских казаков» было создано в Алма-Ате в начале 1991 г. В июле 1992 г. организация была переименована в «Союз казаков Семиречья». Атаманом союза был избран бывший офицер Советской Армии Владимир Овсянников. На объединительном кругу было заявлено, что «Союз» создан для защиты интересов русскоязычного населения. При этом было также отмечено, что семиреченцы  «озабоченны возвращением культуры семиреченских казаков».

16 января 1993 г. основные организации семиреченских, сибирских и уральских казаков объединились в «Союз казаков Казахстана», атаманом которого был выбран Владимир Овсянников.

В 1994 г. казачьи организации действовали во многих областях Казахстана, причем эти структуры были тесно связаны между собой и с подобными организациями России.

Русское и казахское население республики по-разному оценивали казачье движение. Это подтверждают и статистические данные. Казачество не всегда находило практическую поддержку в своих действиях со стороны русского населения, но согласно статистическим данным большинство русских высказалось в поддержку казаков.

Табл. 2.

Распределение ответов населения Казахстана на вопрос
«Нужны ли казаки Казахстану?» (1995 г.)

 

Казахи Русские
Да 20,5% 42,8%
Нет 63,5% 25,9%
Не знаю 16,4% 31,3%

Источник: Губогло М. Н. Этнополитическая ситуация в Казахстане в восприятиях его граждан // Казахстан. Реальность и перспективы независимого развития. М., 1995. С. 270

В первой половине 2006 г. ряд казачьих общественных объединений образовали  новый «Союз казачьих общественных объединений Казахстана». В 2008-2009 гг. из данной организации вышли «Союз казаков Степного края» и «Союз казаков Семиречья».

Лидеры всех вышеупомянутых организаций входят в состав Ассамблеи Народов Казахстана – консультативно-совещательного органа при президенте Республики Казахстан, созданного 1 марта 1995 г. В состав Ассамблеи входит 290 делегатов, 46 из них русские (16%). При этом следует отметить, что поначалу Движение «ЛАД» не принимало участие в работе Ассамблеи, по инициативе руководства Казахстана. Оппозиционность казахстанским властям была характерна для всех вышеупомянутых организаций и движений. Исключением были только структуры Русской Православной Церкви.

На территории Казахстана решением Священного Синода от 31 января 1991 г. было создано три самостоятельных епархии Русской Православной Церкви: Алма-атинская, Чимкентская и Уральская, в которых на то время имелось 92 прихода и 129 священнослужителей. В настоящее время действуют 165 приходов. Наибольше их количество сосредоточенно в Акмолинской области – 17, Алма-атинской – 16, Карагандинской – 15, Северо-казахстанской – 14, Кустанайской, Южно-казахстанской по 13, Восточно-Казахстанской – 10, Талды-курганской, Семипалатинской и Кокшетауской по 8 и т.д.

Возвращаясь к русскому населению Казахстана, следует заметить, что его определенную часть составляют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики (по данным 1995 г. 21 000 человек). Их статус регулируется взаимными договоренностями России и Казахстана, а именно Договором между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правах граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан. Граждане Российской Федерации работают и живут на объектах, арендованных Россией у Казахстана. Прежде всего, это космодром Байконур и одноименный город, полигоны «Сары-Шаган», «Эмба» и др.

Русское население современного Казахстана само по себе не является сплоченной диаспорой, наподобие уйгурской, чеченской, ингушской и т.д., что позволяет говорить о некой политической индифферентности русских Казахстана. Большинство исследователей считает основной причиной данного явления государственное вмешательство. В. Р. Легойда считает, что политика руководства республики «не позволяла…создавать полноценные диаспоральные общности», второй причиной автором был назван относительно небольшой возраст диаспоры. Его точку зрения разделяет и С.А. Панарин говоря о «низком уровне политической активности русскоязычных», также видя в этом определенное влияние со стороны государства. По мнению, М.Н. Губогло, все же основной причиной является «слабая политическая мобилизация русского населения». Согласно приведенным им статистическим данным – 85, 8% русских испытывают серьезные затруднения при определении своего отношения к созданию политической организации для русскоязычного населения. Б. Эшмент утверждает, что здесь играют свою роль «сильные отличия по социальному, экономическому и культурному уровню» среди русского населения Казахстана, именно поэтому «успешное представительство своих интересов затрудняется для русских, что они до сих пор не нашли новой идентичности, не могут осознать себя в качестве единой группы».

Есть мнение, что политическая индифферентность русскоязычного населения объясняется, прежде всего, отсутствием необходимости в консолидации. Результаты исследований общественного мнения говорят, что в значительной мере дружелюбные отношения, характеризовавшие в прошлом взаимоотношения людей разных национальностей в Казахстане, и в частности отношения казахов и русских сохранились. Прежде всего, значительное большинство в 70% характеризует межнациональные отношения в Казахстане как “хорошие” или “скорее хорошие” и лишь 20% как “плохие” или скорее “плохие”. 65% казахов сообщают в опросах, что русские входят в число их друзей и родственников, и примерно столько же русских отметили, что среди их друзей и родственников – казахи.

Определенный оптимизм выражают результаты опроса русских и казахов относительно будущего для русского населения Казахстана.

Табл. 3.

Распределение ответов на вопрос
«Каким видится будущее для русских, проживающих в Казахстане?» (1995 г.)

 

Казахи

Русские

Оставаться в Казахстане и добиваться права на сохранение русского языка

36,0%

19,5%

Выехать за пределы Казахстана

20,8%

7,4%

Добиваться вхождения Казахстана в Евразийский Союз

16,2%

14,5%

Изучить казахский язык, освоить культуру, чтобы стать для казахов своим.

7,2%

41,9%

Организоваться политически, чтобы вычленить русские территории из состава Республики Казахстан.

4,5%

0,6%

Не знаю

15,4%

16,0%

Количество респондентов

1061

1118

Источник: Губогло М. Н. Этнополитическая ситуация в Казахстане в восприятиях его граждан // Казахстан. Реальность и перспективы независимого развития. М., 1995. С. 277

Согласно конституции Республики Казахстан русский язык является языком межнационального общения. По мнению казахстанских исследователей, ему ничего не угрожает, большинство казахстанцев им владеет, на русском ведутся переговоры, служебная документация, издаются газеты и журналы. Он продолжает играть важную роль в жизни республики, нести гуманитарную функцию, он необходим для чтения литературы на русском языке, в том числе профессиональной. Русский язык в Казахстане продолжает оставаться в значительной мере основным языком для всех национальностей, проживающих в республике, делающим доступным информационные, научные и культурные ценности. Около 80% средств массовой информации Казахстана вещают на русском языке.

В стране действуют русские школы, театры. По данным на 1998 г. в 42% казахстанских школ преподавание велось на русском языке. Ничем иным, как глубоким пониманием национально-культурных и языковых интересов друг друга, объяснить в частности, установку казахов (80,6%) на то, чтобы во всех школах Казахстана преподавался в качестве обязательного русский язык. Согласно соц. опросам почти все русские (99,3%) и подавляющее большинство представителей других национальностей (67,4%), проживающих в Казахстане (101 национальность среди учеников средних школ), и 19% представителей титульной нации предпочитают получать среднее образование на русском языке. Следует также заметить, что около 90% из всех частных школ - школы с русским языком обучения, а учащиеся на 75% - представители титульной нации. Это говорит о том, что представители национальной элиты (политики, бизнесмены, чиновники высокого ранга) предпочитают учить детей на русском языке.

К сожалению, несмотря на все эти положительные моменты динамика сокращения русского населения в Казахстане сохраняется и по сей день. По данным государственной статистики Республики Казахстан,  доля русского населения снизилась до 26,1%.

Андреев А.А.

Издания по Русским в современном Казахстане :

  1. Алексеенко, А.Н. Восточно-Казахстанская область: новое казачество / Александр Алексеенко // Научные доклады Московского Центра Карнеги / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко. - М., 1998. - Вып. 23 (сентябрь). Возрождение казачества: надежды и опасения
    Полный текст публикации:
    http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/36318.htm
  2. Алексеенко, А.Н. Первая перепись населения в суверенном Казахстане: некоторые итоги и оценки / Александр Николаевич Алексеенко // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству. Материалы конференции (8-9 сентября 2000 г., Санкт-Петербург)/Под редакцией Г. Витковской, Ж. Зайончковской. - СПб., 2001. - С. 89-97
    Полный текст публикации:
    http://demoscope.ru/weekly/2002/057/analit04.php
  3. Андреев А.А. Россия и Казахстан в 1990-е гг.: опыт сотрудничества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 2009. 23 с.
  4. Брусина О.И. Национальная государственность и “русский вопрос” в Казахстане // Этнический фактор в современном социально-политическом развитии Казахстана. М., 1996. С.5-13
  5. Брусина, О.И. Русские старожилы в Средней Азии: опыт адаптации к иноэтничному окружению в различные периоды XX века[Электронный ресурс] / Ольга Ильинична Брусина. - 1999
    Полный текст публикации: http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-diaspor/russ/old-timer/
  6. Буканова Ж. К. Этнодемографическая характеристика современного Казахстана и межэтнические отношения // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы третьей международной научной конференции. Барнаул. 2001
  7. Вдовина, Н.В. Русский язык в Казахстане. Обзор ситуации [Электронный ресурс] / Наталья Васильевна Вдовина. - 2008
    Полный текст публикации:
    http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=1727
  8. Грозин, А.В. Миграционные процессы в Казахстане: роль и влияние средств массовой информации (1991-1997 гг.) / Андрей Валентинович Грозин // Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии. - М., 1998
    Полный текст публикации:
    http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/36301.htm
  9. Докучаева, А.В. Тревожные тенденции в казахской этнополитической ситуации[Электронный ресурс] / Александра Викторовна Докучаева. - 1993
    Полный текст публикации:
    http://www.whiteworld.ru/rubriki/000102/002/01010513.htm
  10. Моисеев В. А.Россия – Казахстан: современные мифы и историческая реальность. Ответственность государственной власти России за судьбу русских в “ближнем зарубежье” (на примере Казахстана). Барнаул, 2001
  11. Мустафаев, Н. Особенности этнического состава населения Казахстана[Электронный ресурс] / Нуртай Мустафаев. - 2004
    Полный текст публикации:
    http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0235/analit09.php
    http://zonakz.net/articles/?artid=7465
  12. Мухтарова, Ш.М. Этнокультурный компонент в истории образования Казахстана (20-30-е гг. XX в.) / Ш.М. Мухтарова//Педагогика. - М., 2006. - № 3. - С. 70-77. - ISSN 0869-561Х
    Полный текст публикации:
    Этнокультурный компонент в истории образования Казахстана (20-30-е гг. XX в.)
  13. Назаров, Р.Р. Этнические диаспоры как фактор развития этнополитических и межгосударственных отношений в Центральной Азии[Электронный ресурс] / Равшан Ринатович Назаров. - 2008
    Полный текст публикации:
    http://www.ia-centr.ru/expert/2451/
  14. Назаров, Р.Р. Этническая политика Казахстана и стандарты ОБСЕ[Электронный ресурс] / Равшан Ринатович Назаров. - 2007
    Полный текст публикации:
    http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsdfa9.html?id=1039
  15. Наумова, О.Б. Представления о «своих» и «чужих» и традиции толерантности в культуре центрально-азиатских народов[Электронный ресурс] / Ольга Борисовна Наумова. - 2008
    Полный текст публикации:
    http://www.etnosfera.ru/ecentr.php?onewnd=ecenter&list=projects&prjid=755&id=10
  16. Панарин, С.А. Русскоязычные у внешних границ России: вызовы и ответы (на примере Казахстана) [Электронный ресурс] / Сергей Алексеевич Панарин. - 1999
    Полный текст публикации: http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-diaspor/russ/russian-speaking/
  17. Савин, И.С. Этническая идентификация городского населения Республики Казахстан 1992-2005 (на примере казахов и русских Южно-Казахстанской области) // Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.07 – этнография, этнология и антропология / Игорь Сергеевич Савин; [Центр по изучению и урегулированию конфликтов Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН]. - М., 2006. - 33 с.
    Полный текст публикации: http://www.iea.ras.ru/autorefs/2006/Savin.04.07.06.pdf
  18. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья. Выбор судьбы. М., 2001
  19. Садовская, Е.Ю. Внешняя миграция в республике Казахстан в 1990-е годы: причины, последствия, прогноз [Электронный ресурс] / Елена Юрьевна Садовская. - 1998
    Полный текст публикации: http://www.freenet.kg/jornal/n4/JRNAL412.htm
  20. Тишков, В.А. Русские в Казахстане и Средней Азии / Валерий Александрович Тишков // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 1993. - № 51. - C. 15-20
    Полный текст публикации: http://www.iea.ras.ru/lib/neotl/07112002035136.htm
  21. Цепкова, И.Б. Место этнической толерантности в современном Казахстане[Электронный ресурс] / И.Б. Цепкова, Р.Р. Назаров. - 2008
    Полный текст публикации:
    http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=122785500
    http://www.uighury.com/news/414-mesto-jetnicheskojj-tolerantnosti-v.html
  22. Чернова, Л. Русские в Казахстане – диаспора или единый казахстанский народ?[Электронный ресурс] / Людмила Чернова. - 2007
    Полный текст публикации:
    http://www.analitika.org/article.php?story=20070302045818308&mode=print
  23. Чернышов, Ю.Г. О роли этнических стереотипов во взаимоотношениях русских и казахов в республике Казахстан[Электронный ресурс] / Юрий Георгиевич Чернышов. - 2008
    Полный текст публикации: http://ashpi.asu.ru/studies/2004/stereotype.html
  24. Чернышов, Ю.Г. Русские в Казахстане: "казахи русского происхождения"?[Электронный ресурс] / Юрий Георгиевич Чернышов. - 2006
    Полный текст публикации:
    http://www.ideologiya.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6379&Itemid=0
  25. Эшмент, Б. Проблемы русских Казахстана — этничность или политика? [Электронный ресурс] / Беате Эшмент. - 1999
    Полный текст публикации:
    http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-diaspor/russ/russkie-kazahstana/
к началу страницы
введение
Российско-казахстанское этнокультурное и этнополитическое взаимодействие
История и этнография казахского народа
Русские в Казахстане и российско-казахстанском приграничье
казачество
уральское казачество
оренбургское казачество
сибирское казачество
семиреченское казачество
старообрядцы
военные
крестьяне
горожане
Русские в современном Казахстане
Казахи в России
исследователи
контакты
   
 
 
 
 
© 2007 - Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ
© 2007 -  Лаборатория информационных систем ИФИ СПбГУ
© 2007 Российская государственная библиотека
© 2007 -  Дизайн Татьяны Шеломовой